Информационные материалы → Разное →
Телефонный заслон. Продолжение.
Еще одна часть телефонного заслона - это техническая проблема. Один и тот же вопрос я обычно задаю годами, пока не заменю его другим: так легче сравнивать кандидатов. Этот объемный и нерешенный вопрос, относящийся к разработке, звучит примерно так: как спроектировать структуру данных или блок кода, чтобы можно было выполнять x? Буквой x обозначено нечто большое и сложное. Обычно у меня подготовлен ряд дополнительных вопросов, чтобы вести кандидата по пути проектирования структуры данных или блока кода, ведь основной вопрос довольно большой, и по тому, насколько продвинулся кандидат по этому пути за установленное время, я часто я могу сказать, насколько он умен.
Вот с каких идей можно начать.
• Как спроектировать программу, с помощью которой люди могут играть друг с другом в "монополию" через Интернет2?
• Какой должна быть хорошая структура данных для программы редактирования фотографий?
• Как реализовать код для управления лифтами, предназначенными для подъема на большую высоту?
• Как реализовать машину визуализации Web-браузера?
Идеальный вопрос касается того, что кандидат очень хорошо знает, но вряд ли когда-то реализовывал самостоятельно. Вам нужно то, что можно сделать по телефону, без большой писанины. Поэтому вопрос: "Как вы написали бы код быстрой сортировки?" - не годится, ведь мы не надеемся, что программисты способны декламировать код по телефону. Вам захочется говорить об алгоритмах и структурах данных, которые фактически являются сутью программирования. Цель разговора не в том, чтобы обязательно найти как можно лучший ответ, а просто дать вам поговорить о коде, о компромиссах между временем и пространством, о характеристиках производительности кода. Все это даст вам очень хорошее представление, действительно ли ваш собеседник прекрасно разбирается в программировании, способный он или нет. Если вы заметите, что объясняете все по три раза, тогда или у вас очень плохо с умением объяснять или вы разговариваете с тем, кто не очень умен.
Суть моей техники собеседования в том, что способные люди, разговаривая с кем-то на трудную или сугубо специальную тему, обычно видят, способный их собеседник или нет. Ну а вопрос в собеседовании - это на самом деле только повод начать разговор на трудную тему, лишь бы у того, кто проводит собеседование, хватило здравого смысла определить, способный кандидат или нет.
Третья и заключительная часть собеседования состоит в том, чтобы кандидат вел собеседование со мной.
К этому времени мне уже ясно, достаточно ли умен кандидат, чтобы перехватить инициативу в персональном собеседовании. Итак, для меня третья часть телефонного интервью - это как бы собеседование, проводимое со мной, когда кандидат должен проявить себя перед Fog Creek. Что он и делает. Не забывайте - вся философия найма основана на том, что способные кандидаты имеют выбор, где работать, и если это так, то процесс собеседования во многом служит способом, позволяющим кандидату решить, хочет ли он работать на нас, а нам решить, хотим ли мы нанять этого кандидата. "Вопросы есть по нашей компании, по работе в ней или вы хотите спросить что-то другое?"
Иногда именно эта часть собеседования открывает угрожающий недостаток подготовки у кандидата. "Что именно делает Fog Creek? Кроме того, где она находится?" Если кандидат не может перед собеседованием выполнить даже простейшую домашнюю работу, проведя пять минут на нашем Web-сайте, то я сильно сомневаюсь в том, что он способный или доводит дело до конца.
Преодоление телефонного заслона никогда не означало, что кандидат уже нанят. Это всего лишь простой заслон, позволяющий экономить время и деньги, которые иначе пришлось бы тратить на персональные собеседования, а также позволяющий "отсечь" кандидатов, которые никогда такие собеседования не пройдут, причем сделать это еще до того, как вы их пригласите лететь через всю страну и поселите в изысканном отеле. Впрочем, даже среди кандидатов, отобранных телефонным собеседованием, персональное собеседование пройдет, вероятно, где-то одна треть.