Информационные материалы → Разное →
Базовое руководство по собеседованиям. Часть Четвёртая.
Перед собеседованием я читаю резюме кандидата и вкратце пишу на листе план собеседования. Это просто список вопросов, которые я хочу задать. Вот обычный план собеседования с программистом.
1. Вводная часть.
2. Вопрос о недавнем проекте, в котором работал кандидат.
3. Легкие вопросы по программированию.
4. Вопрос об указателе или рекурсии.
5. Вы довольны?
6. Есть какие-то вопросы?
Я тщательно стараюсь избегать всего, что может породить у меня предвзятое мнение о кандидате. Если вы считаете кого-то способным еще до того, как он зайдет в комнату и всего лишь из-за его ученой степени, полученной в Массачусетсском технологическом институте, тогда ничего из сказанного им в течение часа не поколеблет ваше первоначальное предубеждение. И наоборот, если вы считаете кандидата провинциалом из-за того, что он ходил в окружной колледж, то ничего из сказанного им не преодолеет это первоначальное впечатление. Собеседование похоже на очень нежные весы, и слишком трудно о ком-то судить на основе часового собеседования, которое может выглядеть как очень рискованное предприятие. Если вы заранее немного узнаете о кандидате, то это будет как большой груз на одной из чашек весов, и тогда собеседование бесполезно. Однажды, прямо перед собеседованием, ко мне в офис пришла женщина рекрутер. "Вы полюбите этого парня", - сказала она. Мальчик же, наоборот, позже сделал все, чтобы вывести меня из себя. На эти ее слова я должен был ответить: "Ну, если вы так уверены, что я его полюблю, почему бы вам просто не нанять его, чтобы мне не терять время на собеседование". Но я был молодой и наивный, поэтому провел с ним собеседование. Когда я услышал от него не совсем разумные вещи, то подумал: "Вот это да, но должно ведь быть исключение, подтверждающее правило". На все, что он говорил, я смотрел сквозь розовые очки. В конце концов я сказал Нанимать, хотя кандидат он был дрянной. И знаете что? Все остальные, проводившие с ним собеседование, сказали Не нанимать. Итак, не слушайте рекрутеров; не спрашивайте о человеке до собеседования с ним; никогда не говорите о кандидате с другим сотрудником, проводящим собеседование, пока вы оба самостоятельно не сделаете свои выводы. Вот это и есть научный метод.
Вводная часть собеседования предназначена для того, чтобы дать кандидату расслабиться. Я его спрашиваю, хорошо ли он долетел. Затем около 30 секунд говорю, кто я такой и как будет проходить собеседование. Я всегда убеждаю кандидатов, что нас интересует не сам ответ, а как они решают задачи.
Часть вторая - это вопрос об одном из недавних проектов, над которыми работал кандидат. Проводя собеседование с выпускниками колледжей, спросите о дипломной работе, если они ее уже защитили, или о том учебном курсе, который им действительно понравился. К примеру, иногда я спрашиваю: "Какой из учебных курсов, пройденных вами на последнем семестре, понравился вам больше всего? Он может не обязательно относиться к компьютерам". А проводя собеседование с опытными кандидатами, можете поговорить о самом последнем задании, полученном ими на предыдущей работе.
И опять же, задавайте вопросы, допускающие разные толкования, после чего сидите и слушайте, только время от времени говоря: "Расскажите об этом поподробнее", - на тот случай, если кажется, что кандидат вот-вот застопорится.
Что надо искать с помощью вопросов, допускающих различные толкования?
Во-первых, страсть. Способные люди страстно относятся к проектам, в которых участвуют. Говоря на эту тему, они очень волнуются. Их речь становится быстрой, а сами они - оживленными. Даже страсть в отрицательном смысле может быть не более чем хорошим знаком. "Мой предыдущий начальник хотел, чтобы все делалось на компьютерах VAX, ведь только в них он и разбирался. Какой болван!" Вокруг слишком много людей, хотя и способных на чем-то работать, но которым, по сути, все равно, на чем именно. Трудно найти людей, таких как этот, чтобы они были так заинтересованы в чем-то.